Духовная эволюция или деградация?
Понятие духовной эволюции следует отождествить с христианской концепцией спасения
души. Правда, слово эволюция из словаря атеистов и некоторые православные богословы
с ним никак не соглашаются, потому что понимая слова книги Бытия буквально, принято
считать о творении в течение шести дней, то есть краткого промежутка времени.
В связи с этим придется доказать, с помощью науки и святых Отцов, своей интерпретацией
книги Бытия, что эволюционный характер происхождения всего живого на земле соответствует
Библии.
Промежуток времени, известный нам как день, определяется на земле по солнцу,
но солнце создано только на четвертый день (Быт.1.16). Следовательно, рассуждая
строго придерживаясь Библии, если первые три дня творения солнца не было, тогда
не было ни дня, ни ночи, ни года, в том смысле, как мы их сейчас понимаем, а был
некий промежуток времени, условно обозначенный как "день". Вероятно,
поэтому апостол Петр поясняет, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча
лет, как один день (2 Пет.3.8).
Таким образом, ничто не мешает нам утверждать, что один библейский "день"
творения из книги Бытия - это тысячи или миллионы земных лет. Значит, понимание
творения как длительного и постепенного процесса не противоречит Библии. Наверное,
имея религиозное образование, Ч.Дарвин мог бы попытаться совместить научное и
религиозное мировоззрение, вместо этого он примитивно противопоставил научные
факты религиозным догматам. Развился конфликт с церковниками, которые тоже не
смогли подняться выше буквы и вместо дискуссии обьявили дарвинизму войну. В результате
"дарвиновская обезьяна" нанесла сокрушительный удар по позициям Русской
Православной Церкви.
Святые Отцы по-разному толковали процесс творения, например, Василий Великий
в своих "Беседах на шестоднев" говорит, что в краткое мгновение времени:
и все в одно мгновение времени пришло в бытие. Однако там же у него можем найти
и другие слова, которые вопреки его собственному мнению свидетельствуют об эволюционном
развитии. Здесь не следует искать противоречия, потому что его субьективное понимание
мира соответствовало знаниям того времени, но так как труды его богодухновенны,
то в них обьективно присутствует истина.
Блаженный Августин в своем толкованиии слов: В начале сотворил Бог небо и землю
(Быт.1.1) высказал предположение, которое следует принять за основу, что в данном
случае под словом "земля" можно понимать всю видимую Вселенную, а под
словом "небо" - невидимую часть Вселенной [1]. Невидимое состояние материи
во Вселенной ученые обозначают понятием вакуум и характеризуют его, как среду
с очень сложной иерархической структурой. Следующим подтверждением такого толкования
"неба" также можно считать существующую гипотезу о том, что половина
вещества галактик находится в невидимом состоянии и, так называемая "темная
материя", состоит из частиц, которые не излучают фотоны. Эта гипотеза вполне
корреспондируется со словами апостола Павла о "неприступном свете",
которого никто из человеков не видел и видеть не может (1 Тим.6.16).
Последующие слова Библии: Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною,
и Дух Божий носился над водою (Быт.1.2) Василий Великий обьясняет в полном соответствии
с теорией эволюции. Дух носился, то есть, приуготовлял водное естество к рождению
живых тварей: согревал и оживотворял водное естество, по подобию птицы, насиживающей
яица и сообщающей нагреваемому какую-то живительную силу /другими словами, осеменял
и оплодотворял/: Так последовательный порядок природы, получив начало с первым
повелением, простирается на все последующее время, пока не достигнет общего скончания
вселенной[2].
И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош,
и отделил Бог свет от тьмы (Быт.1.3-4). Можно считать, что эти слова относятся
к земле и означают появление на ней жизни, обозначенной словом "свет".
Другие слова означают принципиальное разделение законов живой природы и неживой
материи - "света от тьмы". Такое толкование соответствует логике развития
процесса творения и обьяснению Василием Великим предыдущих слов книги Бытия о
приготовлении земли к зарождению жизни. В Евангелии тоже есть примеры отождествления
понятий свет и жизнь (Иоан.1.4; 8.12). Конечно, некоторые ученые на это могут
возразить, что зарождение жизни на земле связано с фотосинтезом и солнечным светом,
который не мог появиться раньше солнца. Но найденные недавно в районах разломов
земной коры, в глубинах мирового океана, новые формы жизни возле "черных
курильщиков" опровергают такую точку зрения.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один (Быт.1.5).
В данном случае одним словом "день" обозначены два свойства времени.
Потому что если просто отождествить понятия "свет" и "день",
то возникнет противоречие с последующими словами "день один", так как
в последнем случае понятие "день" связано с количеством, а понятие "свет"
в предыдущих словах Библии отождествляется с качеством: "хорош". Следовательно,
слово "день" как время здесь нельзя понимать однозначно, потому что
оно имеет не только количественное, но и качественное содержание. Поэтому слова
Иисуса Христа можно толковать так, что время нужно не просто знать, но понимать
(Лук.12.56). Научным подтверждением библейского понимания природы времени может
служить выступление в программе А.Гордона профессора МГУ С.Шноля (июнь 2002 г.),
который в результате своих многолетних исследований данных измерений во времени
обнаружил и доказал на опытах, что время на земле неоднородно.
Таким образом, на основании вышеизложенного и в контексте с предыдущими словами
книги Бытия о происхождении жизни на земле, можно сделать вывод, что после возникновения
жизни появилось время, имеющее количественное измерение и качественное содержание.
Такое толкование Библии находится, во-первых, в полном соответствии с принципом
целостности из квантовой теории, который рассматривает совокупность "субьект+обьект"
только во взаимосвязи. Потому что рассуждая формально в рамках квантовой теории
понятно, что когда нет живого субьекта в пространстве - некому изготовить часы,
установить единицы измерения и наблюдать количество времени, то есть времени не
существует без наблюдателя. Во-вторых, качественное отношение ко времени характерно
только для живой природы, потому что живые существа воспринимают один и тот же
отрезок времени по-разному: всему свое время (Еккл.3.1). Это зависит от продолжительности
их жизненного цикла и скорости протекания физиологических процессов в организме.
Понимая Библию буквально, можно сделать вывод, что процесс творения человека
закончен. Однако в Евангелии есть такие слова: Иисус же говорил им: Отец Мой доныне
делает, и Я делаю (Иоан.5.17). В этой связи, рассмотрим внимательнее слова книги
Бытия, касающиеся эволюции души человека: И сказал Бог: сотворим человека по образу
Нашему и по подобию Нашему: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу
Божию сотворил его (Быт.1.26-27). Слова "по образу и подобию" означают
проект или идею, потому что сказано "сотворим" и это в будущем времени.
Люди от Адама до Ноя были по подобию Божию (Быт.5.1), а после потопа по образу
Божию (Быт.9.6). Следовательно, слова "сотворил по образу" означает
частичную реализацию этого проекта, то есть проект не завершен. Далее написано,
что совершил Бог дела Свои (Быт.2.2), значит реализовать идею: сохранить "образ"
[3] и вернуть "подобие" Бог оставил самому человеку. Следовательно,
понятие духовной эволюции человека, то есть его самосовершенствование заложено
в первых строках Библии.
Иисус Христос назвал конечную цель духовной эволюции человека: Итак будьте
совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мат.5.48). Его другие слова: В доме
Отца Моего обителей много (Иоан.14.2) означают некий приемлемый диапазон: от спасения
души - до совершенства (Мат.19.17-21). Совершенство для христианина апостол Павел
видит в единстве веры и познания (Еф.4.13), значит оно предполагает определенный
интеллектуальный уровень человека, который в свою очередь зависит от суммы знаний,
накопленных всем человечеством. Таким образом, наше время, во-первых, дает больше
шансов для достижения христианского совершенства. Во-вторых, самое трудное для
спасения души, потому что в последние дни наступят времена тяжкие (2 Тим.3.1).
Наложение этих факторов создает условия, что будут последние первыми (Мат.20.16)
и обещание самой высокой награды для христиан во времена последней церкви: Побеждающему
дам сесть со Мною на престоле Моем (Отк.3.21).
Итак, на основании Священного Писания можно сказать, что процесс творения человека
не закончен и он продолжается в виде духовной эволюции души человека. Не случайно
Василий Великий рассматривал нашу землю как колыбель или инкубатор человеческих
душ: Сей мир - главным образом училище и место образования душ человеческих: потому
что этому миру необходимо измениться и состояние душ перейдет в другой род жизни:
и будущее существование наших душ получит жребий свойственный своему нынешнему
состоянию [4]. И далее говорит об аналогичной реакции на его слова своих современников:
Громким смехом встречают нас, которые возвещаем грядущую кончину сего мира и вечное
пакибытие.
Поэтому, чтобы не смешить своих неверующих современников, предложу аргументы
науки. Если рассматривать философское понятие движения, как способ существования
материи, то можно выделить два таких процесса. Во-первых, эволюция живой природы,
когда живое инстинктивно или сознательно стремится к самосовершенствованию. Во-вторых,
возрастание энтропии неживой материи, это процессы в замкнутых системах, которые
ведут к разложению и хаосу. При этом, когда процесс эволюции прекращается, тогда
живое неизбежно подчиняется законам неживой материи. Это тоже движение, но не
к совершенствованию и усложнению, а к упрощению и разложению живой системы. Иисус
Христос выразил эти принципы движения духовной эволюции человека следующими словами:
Кто не собирает со Мною, тот расточает (Мат.12.30).
Человечество представляет собой во Вселенной изолированную систему с необратимыми
процессами, то есть попадает под описание в рамках второго начала термодинамики.
Мы можем сформулировать внутренний смысл второго начала. Оно обретает статус принципа
отбора, утверждающего, что в природе реализуется и наблюдается лишь один из двух
типов решений. В тех случаях, когда оно применимо, второе начало термодинамики
выражает внутреннюю поляризацию природы [5]. Значит, современная наука подтверждает
слова Иисуса Христа о наличии в мире только двух процессов: совершенствования
или деградации, а также позволяет понять внутреннюю поляризацию духовной природы:
Кто имеет, тому дано будет и приумножится; а кто не имеет, у того отнимется и
то, что имеет (Мат.13.12).
Человек устроен Богом так, что не может остановить процесс мышления, мы все
время думаем. Святые отцы даже советовали: "Если не хочешь думать о плохом
- думай о хорошем". Таким образом, вследствие непрерывности мышления, в духовном
развитии не может быть нейтрального состояния. Об этом говорит Иисус Христос:
Кто не со Мною, тот против Меня (Мат.12.30). Самосовершенствование предполагает
усилие, которое, в свою очередь, должно опережать естественное возрастания энтропии.
Это наглядно иллюстрирует пример человека, идущего вверх по эскалатору, движущемуся
вниз. Если просто стоишь на ступени - спускаешься вниз, а если идешь вверх по
лестнице недостаточно быстро, то стоишь в пространстве. Поэтому апостол Павел
предупреждает: Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1
Кор.10.12).
Две тысячи лет назад процесс духовной эволюции человечества вступил в решающую
фазу, когда Бог послал Сына открыто явить Себя людям. Иисус Христос избрал апостолов
для созидания церкви, которой поручил дальнейшую судьбу человечества: Мир оставляю
вам, мир Мой даю вам,- и послал для помощи Святого Духа (Иоан.14.26,27). Таким
образом христианская Церковь была создана апостолами для спасения душ, другими
словами, в помощь для сознательной эволюции души человека. Возможно, аналогичные
процессы своими путями идут и в других местах Вселенной. Правда трудно представить,
что где-то еще могут казнить Сына Божия.
Нужно признать, что с тех давних пор мир вокруг нас разительно изменился. Поэтому
очевидно, что наши понятия о невидимом Боге должны соответствовать накопленным
знаниям об окружающем видимом мире (Рим. 1.19,20). Тем не менее открытое и живое,
развивающееся в своих догматах, учение о смысле человеческой жизни было в Церкви
весьма неразумно запечатано семью печатями (Отк.5.1) семи Вселенских соборов.
Таким образом, догматические ошибки детских болезней христианства были возведены
в ранг законов. Христианское учение остановилось в своем развитии, поэтому появились
противоречия и конфликты с развивающейся наукой. Процесс духовной эволюции неизбежно
обратился в процесс возрастания энтропии.
В результате христианская Церковь стала бесконечно делиться и дробиться на
разные учения, конфессии, секты. В средние века духовное разложение христианства
принимало крайние формы: крестовые походы, охота на ведьм и костры инквизиции.
Ответной реакцией на это явилась эпоха культурного Возрождения, когда язычество
стало проникать в христианство. К настоящему времени понятие духовности девальвировано
и исчезло из лексикона, значит можно сказать, что энтропия духовности стабилизировалась
на уровне окружающей среды. Отсюда следует вывод, что христиане ничем не отличаются
от других, а просто приписывают себе духовные свойства, которых у них нет. Поэтому
духовность стала отождествляется с общечеловеческой моралью. Таким образом, совершенно
обоснованно данный этап развития человечества назван философами постхристианским.
На фоне полного духовного разложения набрала темпы научно-техническая революция.
Однако со временем становится ясно, что такое фантастическое развитие науки и
накопление знаний о материи не приблизило человечество к пониманию смысла жизни
и происхождения разума. И потому вполне обоснованно философия разделяет понятия
знать и понимать. Следовательно напрашивается вывод, что сейчас первостепенное
значение имеет не просто накопление знаний, а их осмысление. То есть нужна новая
интерпретация научных открытий, в том числе богословская.
В связи с этим, чтобы лучше понять процесс духовной эволюции, обратимся к современным
достижениям науки в области самоорганизации систем. Считалось, что: вероятностный
аспект квантовой теории: никак не сказывается на описании таких макроскопических
обьектов, как живые системы. Но роль флуктуаций в сильно неравновесных системах
паказывает, что это не так. Случайность остается весьма существенной и на макроскопическом
уровне: Когда система, эволюционируя, достигает точки бифуркации, детерминистическое
описание процесса становится непригодным. Флуктуация вынуждает систему выбрать
ту ветвь, по которой будет происходить дальнейшая эволюция системы [6].
Действительно, подтверждение вероятностного характера духовной эволюции человечества
находим в Ветхом Завете. Формируя ветвь израильского народа, Бог делал выбор более
способных или праведных из того, что развивалось естественным путем. Выбирал Ноя
(Быт.6.8) и Авраама (Быт.12.1), Моисея (Исх.3.10) и Давида (1 Цар.16.1), ветхозаветных
пророков. Таким же образом выбрал лучшее из того, что было на то время между женами
(Лук.1.28-31), то есть деву Марию для рождения Иисуса. Поэтому у православных
нет никаких библейских аргументов или научных оснований считать эту вполне земную
женщину "Царицей Небесной".
В новозаветное время подход к духовной эволюции человечества изменился. Бог
никого больше не выбирает - Он только помогает собственным усилиям каждого человека.
Что подтвердил Иисус Христос следующими словами: Но дать сесть у Меня по правую
сторону и по левую - не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим (Мат.20.23).
Это следует понимать так, что только от нас самих зависит сможем ли мы попасть
туда, где нас ждут. Именно так толкует эти слова блаженный Иероним: Царство Небесное
находится во власти не дающего, а получающего, ибо у Бога нет лицеприятия, но
получит его тот, кто покажет, что он достоин Царства Небесного, которое уготовано
не для лица, а для жизни. Таким образом, если вы будете таковы, что можете наследовать
Царство Небесное, которое Отец Мой уготовил победителям и торжествующим, то и
вы также получите его [7]. Можно сказать, что через христианскую церковь на земле
пошел естественный процесс духовной эволюции, то есть отбор душ для Царствия Божия.
Известно, что способностью мыслить абстрактно обладают немногие, в связи с
этим, апостол Павел рекомендует богословские рассуждения иллюстрировать образно,
потому что невидимое легче понять через видимое (Рим.1.20). Поэтому рассмотрим
эволюцию души одного человека на примере жизненного цикла бабочки. Обозначим понятие
человек "гусеницей", а христианина "куколкой". Известно, что
живая гусеница не может непосредственно обратиться в бабочку, до этого она должна
пройти этап "мертвой" куколки. "Куколка" внешне мало похожа
на живое существо, вся ее жизнь внутренняя, это очень напоминает духовную жизнь
христиан, которая заключается в созерцании и понимании. У бабочки процесс изменений
естественный, а у человека противоестественный. Он должен сознательно, употребив
усилие (Мат.11.12), "умертвить" свои естественные страсти, чтобы стать
куколкой, которая только может превратиться в бабочку.
На этом же примере цепи превращений бабочки: яйцо R гусеница R куколка R бабочка,
очень кратко, рассмотрим развитие всего человечества. "Ноев ковчег"
был началом кладки яиц, в процессе которой произошла первая корректировка в виде
смешения языков и появления разных народов. Если описывать это языком науки, то
пассионарные толчки для развития этносов можно отождествить с флуктуациями в неравновесных
системах. Потом из всех людей Богом был избран Авраам и это одно "яйцо"
стало первым постепенно превращаться в "гусеницу". На нее очень похож
народ израильский, который Моисей сорок лет водил в пустыне. Избранный народ получил
от Бога заповеди через Моисея и этот "закон дел" регулировал внешнюю
жизнедеятельность евреев. Таким образом, процесс духовной эволюции человечества
в ветхозаветное время шел по одной этой ветви.
Параллельно своим чередом шло этническое и культурное развитие всего человечества.
Народы придумывали себе разных богов и поклонялись идолам. Иисус Христос принес
в мир "разделение" (Лук.12.51) процессов духовной эволюции человека
и культурного развития государств. Его пришествие также принципиально изменило
сам процесс духовной эволюции, который теперь распространился на все человечество.
"Гусеница" получила возможность превратиться в христианскую "куколку",
из которой может выпорхнуть "бабочкой" бессмертная душа.
Духовная эволюция начиналась по одной ветви народа Израиля, потом через христианство
распространилась на все человечество и закончилась в России. Последней "точкой
бифуркации" на стреле времени, когда оставшаяся только одна живая ветвь на
Лозе (Иоан.15.5) /автокефальная церковь/ выбирала свой дальнейший путь между эволюцией
и возрастанием энтропии, был рубеж XV-XVI вв. "Флуктуацией" послужила
полемика между Нилом Сорским и Иосифом Волоцким. "Стяжатели" тогда одержали
победу и Русская Православная Церковь стала богатеть - монахи соответственно толстеть.
Таким образом, с этого времени последняя церковь, сохранявшая потенциальную возможность
для дальнейшей эволюции, выбрала деградацию и стала постепенно и необратимо духовно
разлагаться (Отк.3.17).
Библия прикровенно отражает всю историю человечества, поэтому конечно же в
Ветхом Завете говорится о России, где она отождествляется с Ефремом. Поэтому слова
Иисуса Христа, обращенные к последней церкви (Отк.3.17), корреспондируются с пророком
Осией, который много пишет о Ефреме. Стал Ефрем, как глупый голубь, без сердца.
Привязался к идолам Ефрем, оставь его! Отвратительно пьянство их, совершенно предались
блудодеянию. Собираются из-за хлеба и вина, а от Меня удаляются. Приносят жертвы,
а невежественный народ гибнет. Боговедения хочу, а не жертв. Написал Я ему важные
законы Мои, но они сочтены им как бы чужие. Сильно раздражил Ефрем Господа [8].
Я уже писал на основе квантовой теории, что если в рамках формальной системы
знаний появились элементы неведения и ее эволюция остановилась - значит пошел
процесс возрастания энтропии и в замкнутой системе он необратим. Об этом пишут
апостолы: Ибо невозможно - однажды просвещенных и отпадших, опять обновлять (Евр.6.4-6),
если, избегши скверн мира чрез познание Господа, опять запутываются в них, то
последнее бывает для таковых хуже первого (2 Пет.2.20). Следовательно, чтобы познать
истину и спасти душу, сейчас у христиан существует две возможности. Во-первых,
она появится, если все христианские Церкви смогут обьединиться на базе учения
апостолов, потому что они хорошо знают ошибки других, но не понимают своих. Во-вторых,
нужно просто выйти за пределы церковных мифов и обрядов и самим исследовать Писания
(Иоан.5.39). В обоснование этого решения я сослался в предыдущей статье на выводы
из теоремы Гёделя. Наконец, последний аргумент: И услышал я иной голос с неба,
говорящий: "Выйди от нее, народ Мой" (Отк.18.4).
В заключение, можно еще раз напомнить, что духовная эволюция человека имеет
в основном не детерминированный, а вероятностный характер. Евангелие проповедано
всему миру, таким образом, чисто формально каждому человеку на земле была предоставлена
возможность для духовной эволюции. Вероятностный характер процесса духовной эволюции
определяется факторами пространства-времени. Во-первых, возможности людей зависят
от места проживания и национальной принадлежности. Во-вторых, времени проживания,
потому что христианское учение и церковь качественно изменялись во времени, не
случайно время в Библии имеет качественное содержание. Экстраполируя эти два фактора
с популяции на человека, можно сказать, что наследственность и время рождения
по зодиаку составляют в случайности элемент предопределенности, который обуславливает
свойства души, но не судьбу. Главное значение имеет тот факт, что каждому человеку
воля для сознательного духовного выбора оставлена свободной.
Еловиков Ю.М.
(сайт
)
____________________
[1] Бл. Августин. Творения. О книге Бытия.- М.: "Паломник", 1997.-
Кн. неоконченная. Гл. 3.- С. 101.
[2] Творения Василия Великого.- М.: "Паломник" по изд. СТС Лавры
1900.- Часть 1.- С. 32, 84.
[3] "ментальное тело", см. Ю.Еловиков. Интеллектуальное богословие.-
Пермь: ИПК "Звезда", 2002.- Глава I.
[4] Творения Василия Великого.- Часть 1.- С. 11, 10.
[5] И.Пригожин, И.Стенгерс. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой.-
М.: Эдиториал УРСС, 2001.- С. 231.
[6] Там же. С. 163, 162.
[7] Иероним Стридонский. Четыре книги толкований на Евангелие от Матфея.- М.:
МГУ. 1996.- С. 178.
[8] Ос. 7.11,14; 4.17-18,14; 6.6; 8.12; 12.14
|